Нормативным основанием формирования плана внеурочной деятельности МОУ СОШ № 7 г. Каменки для НОО на 2024–2025 учебный год являются следующие документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370, которым утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; - Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» План внеурочной деятельности основного общего образования. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, задач, принципов, содержания, форм и методов деятельности. Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, способной на социально значимую практическую деятельность. Ведущими идеями плана внеурочной деятельности МОУ СОШ №7 г. Каменки являются: • • • создание условий для достижения обучающимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу; ориентация на достижение учениками социальной зрелости; удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей. При этом решаются следующие основные педагогические задачи: • включение учащихся в разностороннюю деятельность; • формирование навыков позитивного коммуникативного общения; • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); формирование стремления к здоровому образу жизни; • • • • подготовка учащихся к активной и полноценной жизнедеятельности в современном мире. Школа несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования, за его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Ожидаемые результаты. Личностные: • готовность и способность к саморазвитию; • сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; сформированность основ гражданской идентичности. • Предметные: • получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные: • освоение универсальных учебных действий; • овладение ключевыми компетенциями. Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося. Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты. План внеурочной деятельности реализуется в единстве учебного плана и рабочей программы воспитания. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями: • 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок), целью которых является развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; • 0,5 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности), целью которых является развитие способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Данное направление представлено программой «Финансовая грамотность». Основная цель: формирование компонентов финансовой культуры у обучающихся подросткового возраста с опорой на прочные знания о мире финансов в области финансового планирования, осуществления банковских операций, роли денег в современном мире, роли государства в обеспечении финансовых отношений, социальной защиты, налогообложения, возможностей инвестирования, страхования, будущего пенсионного обеспечения; Основная задача: формирование и развитие финансовой компетенции. • 1 час в неделю (6-9 кл.) – занятия по профминимуму, целью которых является активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирование у них основ карьерной грамотности (инструментальной стороны профессионального самоопределения). Реализация программы занятий профминимума возложена на классных руководителей Принципы организации внеурочной деятельности в МОУ СОШ №7 г. Каменки: • интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); • сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); • доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); • неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Возможными формами организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы ; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики, круглые столы, конференции, викторины, игры познавательные беседы, КВНы, олимпиады, интеллектуальные марафоны и др. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося, допускается формирование учебных групп из числа обучающихся разных классов одной параллели. Для организации внеурочной деятельности МОУ СОШ №7 г. Каменки располагает спортивным залом со спортивным инвентарем для школьников, игровой площадкой, школьным музеем, актовым залом, музыкальной техникой, библиотекой, медицинским кабинетом, а также кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, интерактивными досками. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе; • получение школьником опыта самостоятельного социального действия; • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; • формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; • реализация, в конечном счете, основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Ученик получит возможность научиться: • адекватно использовать речевые средства общения для решения коммуникативныхзадач; • допускать возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственным мнением; • строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, необходимые дляорганизации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов ипозиций всех участников. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы обучающихся, их родителей (законных представителей) несовершеннолетних, обеспечить развитие личности. Внеурочная деятельность организована в режиме пятидневной рабочей недели. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 20 - 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по специальной индивидуальной программе развития. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет не менее 30 минут и не более 40 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Максимальный объём нагрузки учащихся соответствует максимально допустимому количеству часов внеурочной деятельности для класса не более 10 часов в неделю. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено. Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного финансирования. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы внеурочной деятельности, как правило, не проводится. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется преподавателем, ведущим курс, в бумажном журнале. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. Перечень курсов внеурочной деятельности для 5-9-ых классов на 2024 – 2025 учебный год Направление название Кто осуществляет ВД по учебным предметам образовательной программы Игровые виды спорта Бураков К.В. Игровые виды спорта История Пензенского края Литературное краеведение Литературное краеведение Бураков К.В. Байкин А.Г. Сорокина Е.Н. Дианова С.С. География Пензенской области Практикум по пунктуации и орфографии В мире клеток и тканей Финансовая грамотность Аракчеева И.Н. ВД по формированию функциональной грамотности, проектная деятельность ВД, направленная на развитие личности, профориентацию ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий Дианова С.С. Мухина Е.А. Манахова О.П. Кол-во часов 6а/6б/6 в 9а/9б 8а,8б 5а 5б класс 8а,8б /9а,9б 9а,9б 0,5/0,5 0,5/0,5 1/1 9а/9б 5а,5б, 6а,6б,6 в 7а,7б 0,5/0,5 1 1,5 1/1/1 1/1 0,5/0,5 0,5 0,5 1 Практикум по математической грамотности Практикум по математической грамотности Россия-мои горизонты Уразова Л.М. 9б 2 Павлова И.В. 9а 2 Кузина И.А. Лузина Е.А. Гаврилина Н.Н. Дианова С.С. Уразова Л.М. 6в 7б 8б 9а 9б 1 1 1 1 1 Золотые ручки Волейбол Юные краеведы Программирование и управление квадрокоптером Разговоры о важном Манахова О.П. Уразова Л.М. Аракчеева И.Н. Шмокин Д.А. 5б 9б 9а,9б 8б 1 1 0,5/0,5 0,5 Манахова О.П. Сорокина Е.Н. Кабанова А.В. Тормина И.В. Кузина И.А. Зубакова Э.А. Лузина Е.А. Аракчеева И.Н. Гаврилина Н.Н. Дианова С.С. Уразова Л.М. 5а 5б 6а 6б 6в 7а 7б 8а 8б 9а 9б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ВД, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве ЛРОС ИТОГО Семьеведение Лузина Е.А. 8а,8б 40 План внеурочной деятельности для 5-9-ых классов на 2024 – 2025 учебный год Направление внеурочной деятельности ВД по учебным предметам образовательной программы Наименование рабочей программы Игровые виды спорта История Пензенск ого края Литератур ное краеведе ние География Пензенск ой области Практикум по пунктуац ии и орфограф ии В мире клеток и тканей Количество часовв неделю 5а 5б 6а 6б 6в 1 1 1 7а 7б 8а ВСЕГО часов: 8б 9а 9б 1 1 0,5 0,5 5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 2 2 1 0,5/0,5 ВД по формированию функциональной грамотности, проектная деятельность ВД, направленная на развитие личности, профориентац ию ВД по реализации комплекса воспитательн ых мероприятий Финансовая грамотность 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Практикум по математиче ской грамотност и « Россия – мои горизонты» 3,5 2 1 Золотые ручки 1 1 2 1 1 0,5 0,5 Программирова ние и управление квадрокоптером 0,5 1 1 1 1 Семьеведение ИТОГО 1 1 1 1 1 3 2,5 2,5 3,5 1,5 2,5 2,5 4 1 1 0,5 1 1 0,5 0,5 2 5 1 Юные краеведы ВД, направленная на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве ЛРОС 1 1 Волейбол Разговоры о важном 4 11 1 7,5 8,5 40 Перечень курсов внеурочной деятельности для 5-9-ых классов на 2024 – 2025 учебный год в ОШ с. Варваровка Направление название Кто осуществляет Класс ВД по учебным предметам образовательной программы Игровые виды спорта Шмокин Д.А. 6 Колво часов 1 Игровые виды спорта Шмокин Д.А. 9 1 История Пензенского края Шепелева О.А. 5,6,7 8,9 Литературное краеведение Литературное краеведение Литературное краеведение География Пензенской области Кау Т.И. Коняшкина О.А. Кау Т.И. Сувернев А.Н. 5 6 7 8,9 0,5/0,5/ 0,5/ 0,5/0,5 0,5 0,5 0,5 0,5/0,5 Культура речи Кау Т.И. 9 1 Углубленное изучение биологии Сувернев А.Н. 9 0,5 ВД по реализации комплекса воспитательных мероприятий ВД, направленная на развитие личности, профориентацию ВД по формированию функциональной грамотности, проектная деятельность ИТОГО Углубленное изучение географии Практическое обществознание Разговоры о важном Современный мир профессий Моя будущая профессия Сувернев А.Н. 9 0,5 Шепелева О.А. 9 0,5 Коняшкина О.А. Чупрунова Н.В. Кладкевич Р.А. Шепелева О.А. Кау Т.И Коняшкина О.А. Чупрунова Н.В. Кладкевич Р.А. Шепелева О,А. 6 7 8 9 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Паршина Е.Г. 9 1 Практикум по математической грамотности 19,5 План внеурочной деятельности для 5-9-ых классов на 2024 – 2025 учебный год в ОШ с. Варваровка Направление внеурочной деятельности ВД по учебным предметам образовательной программы Наименование рабочей программы 5а 6а Игровые виды спорта География Пензенской области 7а 8а 9а 1 История Пензенского края Литературное краеведение ВСЕГО часов: Количество часовв неделю 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2 2,5 1,5 0,5 0,5 1 ВД по реализации комплекса воспитательн ых мероприятий ВД, направленная на развитие личности, профориентац ию ВД по формировани ю функциональ ной грамотности, проектная деятельность Культура речи 1 Углубленное изучение биологии 0,5 0,5 Углубленное изучение географии 0,5 0,5 Практическое обществознан ие 0,5 0,5 Разговоры о важном 1 Современный мир профессий 1 1 1 1 1 1 Моя будущая профессия Математическая грамотность 4 3 5 2 1 2 1 3 1 2 1 1 7,5 19,5