flpuuaro [eAarorLrqecKzM coBeroM MOY CO[U\s7'r. Kauenru flpororcor .Ilb 1 or 30.08 .2024r. 'eJrerHH IO.B.i rgor0I.01.2024 r. Yqe6nbrfi rrJraH MyHr,rqurraJrbHoro ooqeooparonaTeJrbHoro yqpelrqeHr,rfl cpeAHefi o6qeo6pa3oBaTeJrbHofi IIIKOJIbI J\g7 r. HAIVIEHKII Ha 2024- 2025 yue6Hbrfi roA 5-9 rcnaccbr ( ooo) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 г. Каменки 5-9 классов, обучающихся по ФГОС на 2024-2025 уч. год. Нормативным основанием формирования учебного плана МОУ СОШ № 7 г. Каменки на на 2024–2025 учебный год являются следующие документы: - Федеральный закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370, которым утверждена Федеральная образовательная программа основного общего образования; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления 2 детей и молодежи»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». - Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; - Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России от 17.06.2022 № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» ; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 №171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающиеся федеральных образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования». Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МОУ СОШ №7 г. Каменки определяет время, отводимое на изучение содержания образования. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, будет использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, обеспечивающих различные интересы и потребности участников образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Русский язык и литература. Изучение предметной области «Русский язык и литература» - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, обеспечивает: - включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; - осознание тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием личности и её социальным ростом; - приобщение к российскому литературному наследию и через него – к сокровищам отечественной и мировой культуры; формирование причастности к национальным свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; - получение знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Предметная область включает два учебных предмета: Русский язык, Литература. Основная цель обучения русскому языку — формирование научных знаний о языке, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество. Основная цель изучения Литературы — формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. На этом этапе обучения формируются основы эстетического вкуса, универсальные учебные действия по поиску информации в текстах различного типа и ее использованию для решения учебных задач. Осуществляется развитие умений анализировать фольклорный текст и текст художественного произведения, определять его тему, главную мысль и выразительные средства, используемые автором; аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров. На изучение предмета «Русский язык» в 5-х классах отводится 5 часов в неделю, в 6 классе 6 часов, в 7-м -4 часа, в 8,9-х классах по 3 часа. На изучение предмета «Литература» в 5,6,9-х классах отводится по 3 часа в неделю; в 7, 8-м классах – по 2 часа. Иностранные языки. Изучение предметной области обеспечивает: - приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; - осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным, профессиональным ростом; - формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Основная цель изучения предметной области «Иностранные языки» – формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке и о жизни своих сверстников в других странах; развитие речевой культуры, развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка. На изучение предмета «Иностранный язык» («Английский язык») в 5-9 классах отводится по 3 часа в неделю. Математика и информатика. Изучение предметной области обеспечивает: - осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; - формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; - понимание роли информационных процессов в современном мире; - формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления. В результате изучения предметной области «Математика и информатика» обучающиеся развивают логическое и математическое мышление, получают представление о математических моделях, овладевают математическими рассуждениями; учатся применять математические знания пи решении различных задач и оценивать полученные результаты; овладевают умениями решения учебных задач; развивают математическую интуицию; получают представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях. Предметная область реализуется предметом Математика в 6 классе и предметами Алгебра, Геометрия, Информатика в 7-9 классе. Изучение Математики в 6 классе способствует расширению представлений о математических вычислениях; развитию умений работать с математическим текстом точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики и проводить логические обоснования. У школьников развивается логическое и символическое мышление, математическая речь, пространственное воображение; формируются универсальные познавательные учебные действия. Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Изучение Алгебры направлено на систематизацию и обобщение сведений о числовых выражениях, формирование понятия алгебраического выражения, систематизацию сведений о преобразованиях алгебраических выражений, приобретённые учащимися при изучении курса математики 5-6 классов. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практических значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения. Предмет Геометрия направлен на систематизацию знаний учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах, введение понятия равенства фигур. Изучение информатики в 7-9-м классе направлено на формирование универсальных учебных действий на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития обучающихся. В предметной области «Математика и информатика » на изучение предмета «Математика» в 5,6 классах отводится по 5 часов в неделю, в 7-9 классах предметная область «Математика» представлена курсами: «Алгебра» – 3 часа в неделю, «Геометрия» – 2 часа, на изучение предмета «Вероятность и статистика» с 7-9 класс – по 1 часу, на изучение учебного предмета «Информатика» в 7-9 классах отведено по 1 часу. Общественно-научные предметы. Основная задача этой предметной области: развитие и воспитание личности обучающихся. Предметная область включает три учебных предмета: История, Обществознание, География. Изучение Истории в 5-9 классах способствует овладению базовыми историческими знаниями, формированию основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающихся. Предмет Обществознание (6-9 класс) – способствует осознанию обучающимся системы нравственно - ценных отношений в обществе; формированию личностных представлений об основах российской и гражданской идентичности, патриотизма и толерантности; развитию социального кругозора и формированию познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. Изучение Географии способствует развитию представлений о целостности и многообразии мира, расширению знаний о природе и научной картине мира; овладению основами картографической грамотности. В качестве результата процесс обучения предполагает наличие сформированности универсальных учебных действий разного вида (интеллектуальных, коммуникативных, рефлексивных, регулятивных). Предметная область «Общественно-научные предметы» в 5-9 классах включает в себя предметы: «История» (История России, Всеобщая история) – по 2 часа в неделю, «Обществознание» с 6-9 классы -1 час в неделю; «География» - по 1 часу в неделю в 5-6 классах, по 2 часа в 7-9 классах. При реализации модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» Естественно-научные предметы. Изучение данной предметной области реализуется через предметы Биология (в 5-9 классе), Химия (в 8-9 классе), Физика (в 7-9 классе). Основная цель изучения биологии – формирование системы научных знаний о живой природе, биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни и взаимосвязи живого и неживого в биосфере. В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии, астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Изучение предметной области «Естественно - научные дисциплины» обеспечено в 5-7 классах предметом «Биология» - по 1 часу в неделю, в 8,9 классах по 2 часа. «Физика» - в 7-8 классах по 2 часа, в 9 классе 3 часа в неделю, «Химия» - в 8-9-х классах 2 часа в неделю. Искусство. Предметная область включает два предмета: Изобразительное искусство и Музыка (5-8 классы). Изучение данных предметов способствует развитию художественно-образного восприятия мира, понимания его ценности для эмоционального, эстетического развития человека. В процессе их изучения развивается эстетический вкус, развиваются индивидуальные творческие способности обучающихся, формируются умения выражать свое отношение различными художественными средствами. Наряду с предметными универсальными действиями, необходимыми для осуществления изобразительной и музыкальной деятельности, в процессе изучения этих предметов формируются метапредметные универсальные действия, среди которых особое место занимают сравнение и анализ, классификация и оценка. Предметная область «Искусство»: в 5-7 классах реализуется через изучение предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в 5-8 классах по 1 часу в неделю. Технология. Предметная область представлена учебным предметом Труд(Технология). Основная цель его изучения — формирование опыта практической творческой деятельности по преобразованию, моделированию, самостоятельному созданию объектов. С целью учёта интересов склонностей учащихся, возможностей образовательной организации содержание предмета выбрано как комбинированное. Обучающиеся получают навыки созидательного труда, развиваются универсальные учебные действия — планировать, контролировать и оценивать свою деятельность; формируется художественный и технологический вкус, навыки культуры труда и выполнения правил его безопасности на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно и общественно значимых изделий. Изучая предмет Технология, обучающиеся формируют представления о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. На обязательное изучение предмета «Труд(Технология)» в 5-7-х классах отводится по 2 часа в неделю, в 8-9 классах по 1 часу в неделю. Физическая культура Предметная область реализуется предметом Физическая культура. Основная цель изучения Физической культуры – укрепление здоровья, формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни. Формируются умения выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; развивается интерес учащихся к знаниям по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения. На изучение предмета «Физическая культура» в 5-9 классах отводится 2 часа в неделю. Основы безопасности и защиты Родины Предмет Основы безопасности и защиты Родины (в 8-9-ом классе) направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике; военнопатриотическое воспитание. На изучение предмета «ОБЗР» в 8-9 классах отведено по 1 часу в неделю. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса. Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части: В предметной области «Математика и информатика» на изучение информатики в 8-х классах добавлен 1 час, в 9-х классах добавлено 0,5 часа. Для полноценного выполнения программы по предметным областям «Общественнонаучные предметы», на изучение истории добавляется 0,5 час в неделю в 9-х классах, на изучение географии в 6 классе-1 час учебного курса. В предметной области « Естественно - научные предметы» для успешного овладения программным материалом дополнительно отведено на преподавание учебного курса по биологии в 5,7-х классах – 1 час. Предметная область «Физическая культура» Количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час реализуется образовательной организацией в 5,7,8 классах за счет формируемой части учебного плана начального общего образования, в 6,9 классах за счет часа внеурочной деятельности. Учебный план МОУ СОШ№7 г. Каменки на 2024-2025 учебный год Основное общее образование 5-9 классы (5-дневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю (в год) Классы V VI VII VIII IХ Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы Основы духовнонравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура Русский язык Литература 5 3 6 3 4 2 3 2 3 3 Английский 3 3 3 3 3 Математика 5 5 Алгебра 3 3 3 Геометрия Вероятность статистика Информатика 2 1 2 1 2 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 2 2 1 2 2 1 2 2 История Обществознание География Физика Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура и 2 1 1 2 2 1 2 3 2 2 1 2 Основы безопасности и защиты Родины Итого Основы безопасности и защиты Родины Часть, формируемая участниками образовательных отношений Математика и Информатика информатика Учебный курс по биологии «Занимательная биология» Учебный курс по биологии «Удивительные животные» Учебный курс по географии «Картавторой язык географии» Учебный курс «Введение в Новейшую историю России» Физическая Физическая культура культура ВСЕГО: 1 1 27 29 30 31 32 2 1 2 2 1 1 0,5 1 1 1 0,5 1 29 (986) 30 (1020) 1 1 32 (1088) 33 (1122) 33 (1122) Промежуточная аттестация Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса общеобразовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Промежуточная аттестация проводится по итогам освоения общеобразовательной программы на уровне начального общего и основного общего образования за четверти . Формы промежуточной аттестации: - письменная проверка – письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое; - устная проверка – устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое; - комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм проверок Формы проведения промежуточной аттестации в начальных классах: тестирование, итоговая контрольная работа. Формы проведения промежуточной аттестации в 5-8 классах: тестирование, собеседование, итоговая контрольная работа, защита реферата, защита творческой работы, зачет. Формы промежуточной аттестации в 5-8классах Предметные области Учебные предметы Формы промежуточной аттестации 5 – 9 классов Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык Комплекс заданий стандартизированной формы Иностранные языки Математика и информатика Литература Английский язык Математика 5,6 кл Алгебра 7,8-кл Геометрия 7,8- кл Информатика Общественно – научные предметы История России Всеобщая история Обществознание География Естественно – научные предметы Физика Биология Химия Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Труд(Технология) Физическая культура Основы безопасности и Основы безопасности и защиты Родины защиты Родины Сочинение Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Комплекс заданий стандартизированной формы Творческий групповой отчет Творческий индивидуальный отчет Творческий индивидуальный отчет Дифференцированный отчет по нормативам Творческий отчет